Быть в курсе всех новостей
Telegram
Советов много, а
Госсовет - один

В 2025 году Государственному Совету РФ исполняется 25 лет

Чтобы как следует во всем разобраться, совершим небольшой экскурс в историю. Как уже было сказано, Госсовету РФ в этом году 25 лет, но если копнуть глубже, выяснится, что такой орган в России существовал задолго до наших дней. В 1810 году Манифестом императора Александра I был учрежден Государственный Совет Российской империи. Таким образом, получается, что Госсовет – один из старейших органов государственной власти в истории нашего Отечества. Он почти на целый век «старше», чем Государственная дума. Инициатором создания Госсовета был выдающийся государственный деятель Михаил Михайлович Сперанский, которого современники называли «Пушкиным русской бюрократии».

Новый свод законов и освобождение крестьян

В XIX веке Государственный Совет прошёл несколько этапов развития, каждый из которых отражал изменения в политической, социальной и экономической жизни страны. Он стал не только консультативным органом при императоре, но и центром разработки и обсуждения важных государственных реформ.

При Николае I Государственный Совет сыграл большую роль в подготовке и издании «Свода законов Российской империи», который увидел свет в 1832 году. Этот документ стал основой для дальнейшего развития правовой системы страны и укрепил позиции Государственного Совета как центра законотворческой деятельности.

При Александре II члены Государственного Совета приняли самое активное участие в разработке законодательной базы Крестьянской реформы 1861 года.

В результате от крепостной зависимости были освобождены миллионы крестьян. Кроме того, Государственный Совет стал площадкой для обсуждения судебной реформы, земской реформы и других преобразований, требовавших новых подходов к управлению государством.

В 1906 году Государственный Совет был преобразован в верхнюю палату российского парламента, нижней палатой была Государственная дума. На рассмотрение Госсовета поступали законопроекты, одобренные думой или внесенные самими членами Совета.

В 1917 году деятельность Государственного Совета прекратилась. Практически весь советский период такого органа в стране не было, но его функции были переданы другим органам власти – Верховному Совету СССР и его Президиуму. Госсовет СССР был учрежден лишь в сентябре 1991 года и уже через три месяца прекратил свое существование вместе с распадом Советского Союза.

Александр I
Объявил о создании Государственного совета манифестом, изданным
1 (13) января 1810 года
Александр II:
«Помните, что Государственный совет есть высшее в государстве сословие и потому должен оставаться примером всего благородного, полезного и честного».
Однако далеко не каждый знает, как он работает и какие задачи решает. Даже эксперты-политологи – и те порой путают Госсовет с другими структурами, в которых присутствует слово «совет», а таких структур в России немало. 25-летний юбилей – достойный повод для того, чтобы восполнить этот пробел.
Заседание Государственного совета Российской империи.
Заседание Верховного Совета СССР
Новая жизнь Госсовета
2000 году по предложению парламентариев и глав субъектов Российской Федерации президент Владимир Путин принял решение возродить и возглавить Государственный Совет. Так четверть века назад Госсовет получил вторую жизнь.

Членами Государственного Совета по должности являются Председатель Правителства, главы палат Федерального Собрания, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации. В 2020 году после изменений в Конституции, одобренных на общероссийском голосовании, Государственный Совет РФ получил статус конституционного органа. Это дало главам регионов больше возможностей участвовать в формировании государственно политики.

По словам Владимира Путина, Госсовет играет стратегическую роль в системе государственной власти, в подготовке законодательных инициатив, а также практических мер, которые реализуются на земле.

С момента своего возрождения Госсовет провел сотни мероприятий, рассмотрел тысячи вопросов. Итогом этой работы стали стратегические решения во всех сферах жизни страны. При участии Государственного совета разрабатывались программы социально-экономического развития России, национальные проекты, Основы государственной культурной политики и многое другое. Но это стратегические документы, с которыми по долгу службы знаком достаточно узкий круг людей, имеющих отношение к государственной деятельности. Если говорить о вещах, близких широкой аудитории, то работа Госсовета в сотрудничестве с другими органами власти дала множество результатов, без которых сегодня трудно представить нашу повседневную жизнь.

В том числе:
  • возможность быстро и удобно оформлять необходимые документы
  • с помощью портала «Госуслуги»;
  • строительство социальных объектов и формирование комфортной среды в сельских населенных пунктах;
  • обновление парка общественного транспорта и школьных автобусов;
  • масштабные программы капремонта школ и их оснащения современным оборудованием;
  • обновление материально-технической базы колледжей и техникумов, повышение престижа среднего профессионального образования
  • и его популярности у молодёжи;
  • организация центров медико-социальной поддержки береме ных женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
  • защита прав потребителей;
  • контроль за деятельностью микрофинансовых организаций;
  • ликвидация свалок, в первую очередь наиболее опасных, создание новых очистных сооружений, взаимодействие с промышленными предприятиями по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, что в итоге позволило сделать чище воду и воздух в десятках крупных промышленных городов;
  • сокращение сроков согласования документов по жилищному строительству;
  • введение эскроу-счетов при строительстве жилья, благодаря чему ушло в прошлое такое явление, как обманутые дольщики.

И этот список можно продолжать. В частности, возрождение Государственного Гимна России – тоже в немалой степени заслуга Госсовета.

Государственный Совет РФ всегда отвечал на острые вызовы современности. Так, после воссоединения Крыма с Россией в 2014 году против нашей страны были впервые введены санкции, от которых серьезно пострадали отечественные промышленные предприятия. И Госсовет сделал чтобы оказать им поддержку, способствовал развитию импортозамещения и структурной перестройке промышленности.
В условиях новых вызовов, связанных с пандемией коронавируса, началом специальной военной операции и кратным усилением санкций, глава государства возложил на Госсовет функции координации работы субъектов Российской Федерации. Комиссия «Государственное и муниципальное управление» во главе с мэром Москвы Сергеем Собяниным стала, по сути, «одним окном», с помощью которого федеральный центр мог оперативно доносить актуальные решения до регионов и получать от них обратную связь.
В мае 2024 года указом Владимира Путина на должность Секретаря Госсовета назначен помощник президента РФ, Герой России Алексей Дюмин – ранее губернатор Тульской области, командир Сил специальных операций России.

В составе рабочих органов Госсовета – 22 профильных комиссии. Каждая из них отвечает за одно из направлений социально-экономического развития страны и является экспертной площадкой для диалога представителей федеральных, региональных и местных органов власти, госкорпораций, общественных объединений, науки и бизнеса.
Все 22 комиссии возглавляют губернаторы регионов России. Остальные 77 глав субъектов также участвуют в работе Госсовета, входя в комиссии, руководя рабочими группами и так далее. На первом, установочном совещании с главами комиссий, которое прошло в июле 2024 года, свое слово секретарь Госсовета держит. Он восемь с половиной лет возглавлял регион и не понаслышке знает проблемы и потребности губернаторов. Поэтому Алексей Дюмин постоянно проводит личные встречи с главами субъектов РФ, обсуждает с ними взаимодействие на площадке комиссий Госсовета, вопросы развития территорий и важные для их жителей инициативы.

С мая 2024 года Госсовет провел немало масштабных мероприятий. Среди них – заседание Совета при президенте по спорту (октябрь 2024 года), итоговое заседание Госсовета по теме семьи (декабрь 2024 года), Президиум Госсовета по вопросам развития инфраструктуры для жизни (апрель 2025 года) и др. По итогам каждого из них Владимир Путин дал целый ряд важных поручений.

Комиссии Госсовета проделали большую работу по подготовке новых национальных проектов. И сейчас активно участвуют в их реализации. Так, комиссия «Технологическое лидерство» во главе с губернатором Красноярского края Михаилом Котюковым курирует сразу девять нацпроектов. До недавнего времени работала 21 комиссия Госсовета, но 10 марта Указом президента создана новая, 22-я – по вопросам поддержки ветеранов боевых действий – участников СВО и членов их семей. Возглавил ее губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин, человек с опытом участия в боевых действиях.

3 апреля на первом заседании комиссии Алексей Дюмин обозначил ее задачи. Среди них:
координация усилий федеральных и региональных органов власти, повышение эффективности работы в регионах и отработка всего комплекса вопросов по поддержке ветеранов боевых действий – участников СВО и членов их семей (от оказания медицинской помощи до реабилитации и трудоустройства). «Наш долг – сделать всё, чтобы помочь ребятам, которые возвращаются с фронта, реализовать себя в мирной жизни», — сказал секретарь Госсовета. Комиссия с первых дней ведет активную работу и в конце июня планирует провести всероссийское совещание с участием руководителей межведомственных комиссий по делам участников СВО и членов их семей для обсуждения наиболее сложных вопросов.
В.В. Путин
«Мы впервые, наверное, создали структуру, которая может быть площадкой для действительно предметного обсуждения стратегии развития государства».
Алексей Дюмин:
«Свою личную задачу и задачу управления Госсовета вижу в том, чтобы помогать председателям профильных комиссий отстаивать интересы регионов. Оказывать им поддержку в достижении целей, поставленных Президентом, решении других вопросов, волнующих губернаторский корпус».
Адрей Юрьевич, как руководитель Комиссии Госсовета по цифровой трансформации, в чем вы видите главные задачи?
— Наша главная задача – сделать жизнь человека с помощью «цифры» комфортнее, а управление большими системами, территориями — эффективнее. С умными технологичными решениями это значительно проще. Наша Комиссия «по цифре» была создана пять лет назад, и сегодня это реально работающий, эффективный институт. Мы имеем возможность не просто обсуждать главное, перспективное, то, что беспокоит людей, но и поднимать эти вопросы на самый высокий уровень, в том числе уровень Президента. Очень важно, что в составе Комиссии есть люди, которые понимают тонкости управления территориями, знают, как устроены те или иные процессы, поэтому они могут предлагать реально нужные и эффективные решения. А это и есть наша ключевая задача, ведь главное – результат, который отметят люди.

Очень важно, что мы как члены Комиссии имеем возможность участвовать в больших инфраструктурных проектах, продвигать идеи коллег из регионов, внедрять в жизнь лучшие практики, совершенствовать то, с чем человек сталкивается каждый день, будь то электронная запись к врачу или дистанционная запись ребенка в первый класс, онлайн-оплата коммуналки, быстрое согласование и запуск бизнеса. Все это очень важные детали, которые должны находить отражение в нормативных актах и законах. И без коммуникации с федеральным правительством, с ведомствами, без работы Комиссии это невозможно. Во всем этом нам очень помогает Секретарь Госсовета Алексей Геннадьевич Дюмин, доводя до Президента самые насущные вопросы, которые мы обсуждаем. И, конечно, хочется поблагодарить Дмитрия Юрьевича Григоренко, который поддерживает наши инициативы на федеральном уровне.

Как говорит наш Президент, да и опросы жителей это показывают, «Цифровая трансформация» – это самый заметный наш проект. И не удивительно, ведь он, по сути, касается качества жизни каждого человека, каждой семьи, самых разных отраслей экономики и социальной сферы. Сегодня только госуслугами в нашей стране пользуются 115 млн человек, а это большинство населения. Сейчас в России практически у всех есть интернет, а для тех территорий, где с этим еще проблемы, существует специальная государственная программа. Ее задача — оснащение доступным интернетом социальных учреждений, прежде всего школ. В XXI веке это должно быть нормой. В Московской области не осталось учебных заведений, где его нет.

В Подмосковье реализуем в «цифре» целый ряд проектов – это и телемедицина, и электронные платежки. Мы стараемся делать так, чтобы наши жители могли, не выходя из дома, получать максимум нужных услуг, например, оформить заявку на проверку газового оборудования. Сейчас записать ребенка в кружок, школу, детсад (более 2 млн обращений в год) или получить выписку из домовой книги (1,5 млн обращений в год) можно за пару кликов, достаточно иметь смартфон под рукой.

На региональном портале в электронном виде доступно около 400 услуг, причем почти 50 из них предоставляются проактивно. Это значит, что для их получения человеку не нужно подавать заявление, скажем, на выплату многодетной семье или оформление социальной карты.

Стараемся, чтобы цифра помогала и нам в управлении регионом, оптимизации многих процессов. Например, наш новый сервис «ВсеСети» позволяет сократить время согласования с ресурсниками при строительстве школ, дорог, различных инфраструктурных объектов, до 14 дней, хотя раньше этот процесс мог растянуться на 12 месяцев. Теперь он полностью переведен в электронный вид.

Наша ключевая задача — сокращать бюрократию, уходить от «бумаги». То, на что раньше тратились месяцы, сегодня может быть реализовано за нескольких дней. Это экономит и время, и заметные средства бюджета всех уровней.

Многие видят в развитии «цифры» не только удобства, но и угрозу – уязвимость личных данных. Насколько уместны, на Ваш взгляд, такие опасения?
— Безусловно, везде есть свои особенности. К сожалению, с развитием «цифры» появились новые риски, связанные с персональными данными, киберпреступностью. Наверное, уже нет человека, который бы не сталкивался с интернет-мошенниками или не читал новости про массовые утечки данных. Поэтому, конечно, одна из первостепенных задач специалистов, государства – защита от всего вышеперечисленного. Правительство России вместе с нашей комиссией разработало федеральный проект «Инфраструктура кибербезопасности». Будут созданы две платформы – для быстрого реагирования на киберпреступления и для борьбы с мошенническими звонками. Мы также понимаем, что госорганы должны использовать проверенные технологии, необходим регулярный мониторинг защищенности государственных информационных систем. Сейчас мы видим большие перспективы в использовании ИИ в работе с обращениями жителей. И крайне важно, чтобы все данные были в безопасности.

Развитие отрасли в ближайшем будущем – каким оно будет?
— Искусственный интеллект – это то, что сегодня уже работает, и очевидно, его генеративная функция будет дальше развиваться. ИИ помогает избавиться от рутины, экономить средства, ресурсы, в том числе человеческие. И таких инструментов, продуктов у нас уже порядка 40, и чем дальше, тем активнее мы их используем, так как видим значительный эффект. За год голосовые помощники, а у нас их 6, отвечают на 7 млн звонков жителей – записывают к врачу, рассказывают, когда в доме запустят отопление и т.д. Камеры с ИИ помогают нам выявить нарушения (например, мусор во дворах) и проследить за их устранением. Также с помощью нейросети мы проверяем на соответствие школьное меню — это позволило повысить качество питания наших детей. Кроме того, искусственный интеллект помогает бороться с преступностью. Только за прошлый год благодаря камерам системы «Безопасный регион» с распознаванием лиц нашими правоохранителями раскрыто более 3,5 тыс. преступлений. Сегодня выступать против цифровизации — значит, сопротивляться прогрессу. Жизнь не должна останавливаться, и это абсолютно естественный процесс. Поэтому я очень надеюсь, что наши идеи, проекты, которые мы предлагаем, и дальше будут находить поддержку Президента, правительства и приносить пользу нашим гражданам.

Вне всяких сомнений, Госсовет и дальше продолжит активно работать, развиваясь вместе со страной. Как видят будущее ключевых направлений развития сами председатели комиссий Госсовета? Этот вопрос мы решили задать им напрямую.
Андрей Воробьев,
губернатор Московской области,
председатель комиссии Госсовета «Экономика данных»
Госсовет: взгляд в будущее
На наш взгляд, в течение следующих 25 лет глобальная инвестиционная среда в мире будет меняться, поскольку мир перестает быть однополярным. Инвестиционный фокус продолжит смещаться с традиционных центров в сторону новых точек роста, прежде всего в сторону Азии.

В такой модели роль регионов Дальнего Востока существенно возрастает. Укрепление экономических связей между странами БРИКС, смещение глобального экономического центра, рост новых технологических и энергетических рынков станут главными факторами такой трансформации. Привлечение инвестиций в традиционные добывающие отрасли, например, в нефтегазовый сектор, обеспечит их устойчивость, снижение издержек и технологическое развитие в долгосрочной перспективе.

На фоне глобальной борьбы за ресурсы возрастает интерес к инвестициям в добычу и переработку редкоземельных и стратегических металлов. Россия обладает уникальными запасами этих элементов. Поэтому важно сформировать и укрепить цепочки их поставок, наладить переработку на территории страны. Это направление станет не просто сырьевым, а стратегически и технологически значимым.

Инфраструктура – еще один стратегический приоритет. Совместные транспортные коридоры, включая железнодорожные и морские пути, должны создать плотную сетку логистических связей между Россией, Азией, Ближним Востоком, Африкой и Южной Америкой. Отдельно стоит отметить Северный морской путь.

Еще один тренд, уже исключительно российский – это освобождение значительного числа ниш после ухода зарубежных компаний. Речь идет об импортозамещении – прежде всего, о перерабатывающих отраслях.

В этих условиях Россия демонстрирует стремление к созданию благоприятного инвестиционного климата. Ключевую роль здесь, безусловно, играют Министерство экономического развития Российской Федерации, комиссия Госсовета по инвестициям и сами регионы.

Речь идёт о снижении регуляторных барьеров, цифровизации административных процедур, создании особых экономических зон и налоговых режимов, ориентированных на долгосрочные вложения, использование такие механизмов, как СЗПК (Соглашение о защите и поощрении капиталовложений), Фабрика проектного финансирования. В условиях мировой фрагментации подобные меры являются не просто экономическими шагами, а вопросом конкурентоспособности и устойчивости национальной экономики.

Все эти тренды уже работают на приток инвестиций в Россию, в том числе из стран Азии. И объем инвестиций будет нарастать. Президент поставил цель – войти в четверку стран по ВВП по покупательной способности и обеспечить для этого существенный прирост инвестиций. Чтобы ее достичь, нужно продолжать работу по обеспечению конкурентоспособности и устойчивости национальной экономики и на федеральном, и на региональном уровне. Ключевая роль здесь отводится системному перезапуску инвестиционного климата.

Для этого по поручению президента правительство совместно с Агентством стратегических инициатив (АСИ) формирует Национальную модель целевых условий ведения бизнеса. На федеральном уровне Национальной модели на базе ведущего мирового рейтинга оценки деловой среды «B-Ready» определено 11 ключевых направлений, которые предстоит улучшать в ближайшие пять лет. Они охватывают весь жизненный цикл бизнеса: от регистрации компании до выхода на международный рынок.

Что касается регионального уровня, то на площадке комиссии «Инвестиции» мы активно обсуждаем показатели, сформированные АСИ на базе Национального рейтинга состояния инвестиционного климата. Они напрямую затрагивают четыре направления: недвижимость, инженерные сети и коммуникации, защиту бизнеса, развитие рынка и конкуренции. Ключевая задача Комиссии на сегодняшний день и ближайшее будущее – продолжение работы по формированию Национальной модели, выявлению барьеров и разработке предложений по мерам поддержки развития бизнеса.

Валерий Лимаренко,
губернатор Сахалинского края,
председатель комиссии Госсовета «Инвестиции»
Михаил Котюков,
губернатор Красноярского края,
председатель комиссии Госсовета
«Технологическое лидерство»
Комиссия приняла участие в формировании паспортов восьми профильных национальных проектов, которые помогут развивать приоритетные направления, где принципиально важно не зависеть от импорта. Это новые материалы, химия, средства производства и автоматизации, энергетика, космос, транспорт, медицина и фармацевтика, обеспечение продовольственной безопасности и сектор гражданских беспилотных авиационных систем. Позднее началась работа над девятым нацпроектом – «Технологическое обеспечение биоэкономики».

Мы согласовали параметры стратегических инициатив, определили лучшие практики господдержки, оценили перспективы внедрения разработок российских специалистов, изучили инструменты их дальнейшего масштабирования. Члены комиссии ответственно подошли к синхронизации национальных проектов, чтобы обеспечить внедрение как современных материалов, так и средств производства. По итогам рассмотрения каждого нацпроекта комиссия формулирует комплекс предложений, направленных на повышение эффективности реализации заявленных целей.

Особое внимание уделяется подготовке кадров. Главное здесь – поддержка инженерных команд и молодых ученых, опережающая система профессионального обучения, кооперация образования, науки и производства. Начинать следует со школы, активнее проводить раннюю профориентацию, чтобы создать основу для устойчивого развития на десятилетия вперед.

Уверен, страна достойно справится с поставленными президентом задачами и создаст уникальные продукты, конкурентоспособные на российском и мировом рынке.

Чтобы строить прогнозы, нужно учитывать, с какими вызовами столкнулось государство в предыдущий период. Долгие годы в нашей стране всем было не до экологии, решались другие задачи. Промышленные стоки в Волгу и другие крупнейшие водные артерии России привели к деградации водных экосистем. Повсеместное незаконное захоронение токсичных отходов, слабость контрольно-надзорной деятельности, бесконтрольная рубка лесов – многое из перечисленного «наследства» уже забывается, но не помня об этом, невозможно охватить весь масштаб проблем, которые достались государству к концу 2000-х годов. Это предопределило подходы к государственному регулированию на предыдущие 25 лет, поскольку основные ориентиры в работе государственных органов как на федеральном, так и на региональном уровнях были направлены на исправление прошлых ошибок, ликвидацию накопленного ущерба природной среде.

За последние 5 лет обозначился новый вектор, связанный с реформированием системы, переориентацией с реактивной (карательной) модели управления на превентивную, — нацеленную на предупреждение правонарушений в сфере природоохраны, на добровольное включение бизнеса в реализацию «зеленых» проектов, на формирование экономики замкнутого цикла, на воспитание экологически ориентированного поколения. Экология медленно, но все же становится частью культуры. В России эти процессы стартовали относительно недавно, но общество уже требует экологической ответственности от бизнеса и власти, люди все больше демонстрируют готовность менять свои привычки – сортировать отходы, отказаться от некоторых видов упаковки.

Что я вижу приоритетом в работе Комиссии на ближайшие годы? Нам совместно нужно найти оптимальные правовые и экономические конструкции, которые будут стимулировать региональные власти и бизнес инвестировать в окружающую среду. Позволят поступательно снижать сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, объем образованных отходов. «Мусорная» реформа, несмотря на всю ее критику, дала очевидные положительные результаты. Это не значит, что все уже идеально, но это подтверждает верность выбранного направления. В планах – навести порядок в сфере отходов строительства и сноса. Еще одно важное направление – очистка загрязненных стоков водоканалов, где крайне высок процент износа очистных сооружений.

Состояние экологии – один из индикаторов зрелости государства и общества, так как внимание к окружающей среде является явным признаком приоритета долгосрочных целей над краткосрочной выгодой.

Экология – это не просто про природу, а про способность общества к самоограничению, солидарности и инновациям. Чем выше приоритет экологии, тем выше уровень развития государства и гражданского сознания.

Глеб Никитин,
губернатор Нижегородской области,
председатель комиссии Госсовета «Экологическое благополучие»
В предыдущие 25 лет мир был гораздо более спокойным, стабильным и открытым, чем сегодня. С учетом этого каким вы видите развитие туризма в следующие четверти века?
— Вы знаете, в следующие пять или 25 лет наступит эра российского туризма. Потому что за время пандемии и санкций против нашей страны, которые ограничили поездку наших граждан за рубеж, россияне начали обращать внимание на внутренний туризм, на красоты и места, которые есть у нас.

Государство сразу сориентировалось и приняло довольно большую программу по поддержке туризма. Эти меры реализуются через корпорацию «Туризм.РФ», то есть через механизм поддержки, который есть у Минэкономразвития Российской Федерации. А также через региональные программы. Строительство модульных гостиниц, выделение денежных средств на инфраструктуру – всё это дало возможность ежегодно пополнять номерной фонд.

И тогда еще больше граждан нашей страны заинтересовались именно внутренним туризмом. Могу сказать, что в прошлые годы, до пандемии, страна вывозила порядка 35–38 миллиардов долларов за рубеж. Это большие деньги, которые теперь ежегодно начали вкладываться в Россию. Поэтому у нас сейчас есть уникальная возможность создать условия, при которых в последующие пять и десять лет люди будут ездить и смотреть свою страну.

Путешествия формируют чувство патриотизма, потому что как можно любить Родину, не зная ее?
А когда ты побывал в разных местах – например, на Алтае, Камчатке, в Приморье, Краснодаре, Мурманске, Калининграде – ты понимаешь, насколько она богата, насколько разнообразна, насколько она велика. И насколько тебе приятно находиться среди своих соотечественников, разговаривать с ними на одном языке. Работают общие понятные законы. Ты знаешь, что защищен от всевозможных непредвиденных обстоятельств. Поэтому, конечно, будущее у российского внутреннего туризма – огромное.

И сейчас мы делаем все, чтобы создать фундамент на долгие-долгие годы. Такую площадку, которая сегодня привлекает, а завтра станет постоянно работающей отраслью, которая играет важную роль в экономике страны.

И поставленную президентом задачу – довести вклад туризма в структуру ВВП до 5% и 140 миллионов туристов к 2030 году – мы, безусловно, выполним.

А как Вы думаете, какое влияние будут оказывать информационные технологии и искусственный интеллект на развитие туристической отрасли?
– Конечно, сегодня информационное сопровождение имеет большое значение. В свое время мы привлекали блогеров для того, чтобы раскрыть потенциал Владивостока.
Искусственный интеллект, думаю, будет активно использоваться при разработке архитектурного облика, дизайна будущих туристических мест. Инвестор с помощью искусственного интеллекта сможет воплощать заказ людей. Цифровое сопровождение, в том числе заказа мест отдыха, баз, то есть маршрутизация – все это востребовано современным человеком. И с каждым годом будет расширяться.

Вы единственный в России политик, которому довелось возглавлять четыре региона. И все они на Дальнем Востоке. Как Вы оцениваете перспективы наших возможностей развивать отношения со странами Азиатско-Тихоокеанского региона? В частности, насколько велика опасность китайской экспансии на Русский Восток?
– Как вы знаете, потенциал у нас огромен. И, безусловно, мы в любом случае должны ориентироваться и на российского туриста, и на туриста из стран Азиатско-Тихоокеанского региона. И это не только Китай. Это рано или поздно и Республика Корея, и Япония, и Индонезия.

У них огромный интерес к нашим паркам, красивым бухтам с рыбной ловлей, природным достопримечательностям, которые у нас еще сохранены в первозданном виде. Возможен и круизный туризм. Особой экспансии со стороны китайских туристов мы не ощущаем. Нам нужно просто правильно организовывать работу. Чтобы обязательно были наши гиды, которые рассказывали исторические факты так, как это было на самом деле. Чтобы туристы по территории Российской Федерации переезжали на российских автобусах. К сожалению, были случаи, когда водители оказывались не наши, в результате пострадали китайские граждане. Будет вестись работа по усилению туристической полиции. Ее сотрудники вместе с гидами и переводчиками будут объяснять наши правила и законы. В том числе через буклеты.
В целом туризм на Дальнем Востоке будет сочетать все возможности и внутреннего туризма, и внешнего. Ведь в радиусе тысячи километров от Владивостока проживают 300 миллионов людей – и это не только жители Китайской Народной Республики. Мы помним времена, когда было 6–8 рейсов в сутки из Республики Корея во Владивосток. Я думаю, что все это возродится.

Каковы задачи на будущее возглавляемой вами комиссии Госсовета?
– Чтобы повысить эффективность работы комиссии, с этого года принято решение сформировать семь подгрупп по отраслевым направлениям в сфере туризма:

  • «Инфраструктура и инвестиции в индустрии туризма»
  • «Кадры в индустрии туризма»
  • «Транспорт в индустрии туризма»
  • «Безопасность и защита прав туристов»
  • «Экспорт туристических услуг»
  • «Технологии в туризме» и «Социальный туризм».

Возглавили подгруппы губернаторы регионов. По каждому направлению выявляются проблемные вопросы, прорабатываются предложения и формируется экспертное мнение. Задача руководителя комиссии – выявлять наиболее сложные проблемы, которые обсуждаются коллегами, и предлагать пути решения. Эти варианты подаются помощнику президента Алексею Геннадьевичу Дюмину. И он уже формирует повестку для проведения президиума, на котором принимаются окончательные решения.

Поручения президента об исполнении тех или иных нормативных актов даются как правительству, так и регионам, где хорошо знают потенциальные сложности в их реализации. И задача комиссии Госсовета – собрать этот материал от всех участников, правильно сформировать и подать с тем, чтобы улучшить динамику процесса с учетом, конечно же, возможностей инвесторов и государства.

губернатор Приморского края, председатель комиссии Госсовета «Туризм»
Олег Кожемяко,