В предыдущие 25 лет мир был гораздо более спокойным, стабильным и открытым, чем сегодня. С учетом этого каким вы видите развитие туризма в следующие четверти века? — Вы знаете, в следующие пять или 25 лет наступит эра российского туризма. Потому что за время пандемии и санкций против нашей страны, которые ограничили поездку наших граждан за рубеж, россияне начали обращать внимание на внутренний туризм, на красоты и места, которые есть у нас.
Государство сразу сориентировалось и приняло довольно большую программу по поддержке туризма. Эти меры реализуются через корпорацию «Туризм.РФ», то есть через механизм поддержки, который есть у Минэкономразвития Российской Федерации. А также через региональные программы. Строительство модульных гостиниц, выделение денежных средств на инфраструктуру – всё это дало возможность ежегодно пополнять номерной фонд.
И тогда еще больше граждан нашей страны заинтересовались именно внутренним туризмом. Могу сказать, что в прошлые годы, до пандемии, страна вывозила порядка 35–38 миллиардов долларов за рубеж. Это большие деньги, которые теперь ежегодно начали вкладываться в Россию. Поэтому у нас сейчас есть уникальная возможность создать условия, при которых в последующие пять и десять лет люди будут ездить и смотреть свою страну.
Путешествия формируют чувство патриотизма, потому что как можно любить Родину, не зная ее? А когда ты побывал в разных местах – например, на Алтае, Камчатке, в Приморье, Краснодаре, Мурманске, Калининграде – ты понимаешь, насколько она богата, насколько разнообразна, насколько она велика. И насколько тебе приятно находиться среди своих соотечественников, разговаривать с ними на одном языке. Работают общие понятные законы. Ты знаешь, что защищен от всевозможных непредвиденных обстоятельств. Поэтому, конечно, будущее у российского внутреннего туризма – огромное.
И сейчас мы делаем все, чтобы создать фундамент на долгие-долгие годы. Такую площадку, которая сегодня привлекает, а завтра станет постоянно работающей отраслью, которая играет важную роль в экономике страны.
И поставленную президентом задачу – довести вклад туризма в структуру ВВП до 5% и 140 миллионов туристов к 2030 году – мы, безусловно, выполним.
А как Вы думаете, какое влияние будут оказывать информационные технологии и искусственный интеллект на развитие туристической отрасли? – Конечно, сегодня информационное сопровождение имеет большое значение. В свое время мы привлекали блогеров для того, чтобы раскрыть потенциал Владивостока.
Искусственный интеллект, думаю, будет активно использоваться при разработке архитектурного облика, дизайна будущих туристических мест. Инвестор с помощью искусственного интеллекта сможет воплощать заказ людей. Цифровое сопровождение, в том числе заказа мест отдыха, баз, то есть маршрутизация – все это востребовано современным человеком. И с каждым годом будет расширяться.
Вы единственный в России политик, которому довелось возглавлять четыре региона. И все они на Дальнем Востоке. Как Вы оцениваете перспективы наших возможностей развивать отношения со странами Азиатско-Тихоокеанского региона? В частности, насколько велика опасность китайской экспансии на Русский Восток?– Как вы знаете, потенциал у нас огромен. И, безусловно, мы в любом случае должны ориентироваться и на российского туриста, и на туриста из стран Азиатско-Тихоокеанского региона. И это не только Китай. Это рано или поздно и Республика Корея, и Япония, и Индонезия.
У них огромный интерес к нашим паркам, красивым бухтам с рыбной ловлей, природным достопримечательностям, которые у нас еще сохранены в первозданном виде. Возможен и круизный туризм. Особой экспансии со стороны китайских туристов мы не ощущаем. Нам нужно просто правильно организовывать работу. Чтобы обязательно были наши гиды, которые рассказывали исторические факты так, как это было на самом деле. Чтобы туристы по территории Российской Федерации переезжали на российских автобусах. К сожалению, были случаи, когда водители оказывались не наши, в результате пострадали китайские граждане. Будет вестись работа по усилению туристической полиции. Ее сотрудники вместе с гидами и переводчиками будут объяснять наши правила и законы. В том числе через буклеты.
В целом туризм на Дальнем Востоке будет сочетать все возможности и внутреннего туризма, и внешнего. Ведь в радиусе тысячи километров от Владивостока проживают 300 миллионов людей – и это не только жители Китайской Народной Республики. Мы помним времена, когда было 6–8 рейсов в сутки из Республики Корея во Владивосток. Я думаю, что все это возродится.
Каковы задачи на будущее возглавляемой вами комиссии Госсовета? – Чтобы повысить эффективность работы комиссии, с этого года принято решение сформировать семь подгрупп по отраслевым направлениям в сфере туризма:
- «Инфраструктура и инвестиции в индустрии туризма»
- «Кадры в индустрии туризма»
- «Транспорт в индустрии туризма»
- «Безопасность и защита прав туристов»
- «Экспорт туристических услуг»
- «Технологии в туризме» и «Социальный туризм».
Возглавили подгруппы губернаторы регионов. По каждому направлению выявляются проблемные вопросы, прорабатываются предложения и формируется экспертное мнение. Задача руководителя комиссии – выявлять наиболее сложные проблемы, которые обсуждаются коллегами, и предлагать пути решения. Эти варианты подаются помощнику президента Алексею Геннадьевичу Дюмину. И он уже формирует повестку для проведения президиума, на котором принимаются окончательные решения.
Поручения президента об исполнении тех или иных нормативных актов даются как правительству, так и регионам, где хорошо знают потенциальные сложности в их реализации. И задача комиссии Госсовета – собрать этот материал от всех участников, правильно сформировать и подать с тем, чтобы улучшить динамику процесса с учетом, конечно же, возможностей инвесторов и государства.