Oднозначно просчитались? После начала СВО «коллективный Запад» пообещал изолировать Россию. Однако беспрецедентное санкционное давление и угрозы недружественных стран е стали помехой для проведения ПМЭФ. Как менялся состав участников форума, их настроения и эмоции с 2022 года?
—Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ) проводится более 25 лет и является одним из важнейших политико-деловых мероприятий в России. Это самая масштабная площадка для диалога конструктивно настроенных стран, способствующая установлению и развитию деловых связей, позволяющая продемонстрировать новые перспективные проекты и привлечь в них инвестиции. Форум всегда пользовался большой популярностью и собирал вокруг себя представителей государств и бизнеса, желающих вести дела и развивать экономику своих стран. Десятки тысяч людей обсуждают здесь широкий круг экономических вызовов, рисков и перспектив регионального и мирового уровня.
После начала СВО число прагматично мыслящих официальных лиц и представителей бизнеса – гостей и спикеров из конструктивно настроенных стран, разделяющих наш подход к пониманию сути международных отношений, растет. К примеру, в 2022 году число гостей составило более 14 тысяч из 130 стран, в 2023 году – более 17 тысяч человек, а в 2024 году – свыше 21 тысячи посетителей ПМЭФ из 139 стран и территорий. Рады также наблюдать рост количества поданных заявок на участие в Форуме в этом году.
Мероприятие традиционно посещают главы государств и правительств, вице-премьеры, руководители профильных министерств. Страной-гостем ПМЭФ-2022 выступала Арабская Республика Египет. В пленарном заседании вместе с Президентом Российской Федерации В.В. Путиным принимал участие Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, а Председатель КНР Си Цзиньпин адресовал присутствующим видеообращения. В 2023 году почетный статус страны-гостя принадлежал Объединенным Арабским Эмиратам, а в пленарном заседании принял участие Президент Алжира Абдельмаджин Теббун. В прошлом году страной-гостем был Султанат Оман. Гостями ПМЭФ также стали глава Боливии Луис Альберто Арсе Катакора и глава Зимбабве Эммерсон Дамбудзо Мнангагва. Ожидаем высоких гостей для участия в пленарном заседании вместе с Президентом России В.В. Путиным и в этом году.
Характерным показателем значимости Форума является количество и сумма заключенных контрактов, растущие год от года. Так, в 2022 году на полях ПМЭФ было заключено 695 соглашений на сумму свыше 5,5 триллионов рублей, в 2023 году количество заключенных соглашений увеличилось до 900, сумма по ним превысила 3,8 триллиона рублей, а в 2024 году был поставлен рекорд за всю историю проведения Форума – 1073 соглашения и почти 6,5 триллионов рублей. Такие цифры демонстрируют значимость ПМЭФ и рост заинтересованности наших партнеров в развитии практического сотрудничества с Россией и отечественными компаниями. Имеем обоснованную надежду на взятие новых высот, на рост количества и сумм заключенных контрактов в рамках предстоящего Форума.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что несмотря на организованное западными странами давление на Россию и ряд других стран Глобального Юга и Востока, Форум в Петербурге год от года укрепляет свой авторитет. Россия становится одним из главных и надежных партнеров для стран мирового большинства, а российские площадки – все более привлекательным местом для ведения конструктивного диалога и раскрытия потенциала различных проектов.
Уверены, что и в этом году ПМЭФ традиционно пройдет в дружеской атмосфере, предоставит удобную возможность для содержательного, конструктивного обмена мнениями по актуальным экономическим вопросам и поможет множеству идей и проектов воплотиться в жизнь.
Что касается эмоций, то они неизменно позитивные. Те, кто однажды побывал в городе «белых ночей», мечтают вернуться туда, чтобы окунуться в незабываемую атмосферу «Невы державного течения».
Власти ФРГ пытались запретить послу России в Германии С.Ю. Нечаеву посетить церемонию, посвященную разгрому нацисткой Германии. Означает ли это, что реваншизм и желание переписать историю Второй мировой войны окончательно взяли верх на Западе или там еще остались здравомыслящие политики, способные «простить» России её Победу?
– Действительно, германский МИД дошел до того, что предписал не только не приглашать официальных российских представителей на памятные мероприятия, посвященные освобождению от нацизма, но и выдворять их в случае появления. При этом в ФРГ продолжают действовать запреты на демонстрацию в ходе памятных акций российской и советской символики, в т.ч. связанной с Победой.
Стремление закрыть глаза на свое нацистское прошлое уже становится повседневностью в современной Германии. Предпринимаются активные попытки в разных формах растушевать это «бремя». Правительство ФРГ упорно уклоняется от признания геноцидом блокады Ленинграда и других преступлений против человечности, совершенных германскими оккупационными войсками и их пособниками против народов СССР, рассматривая их лишь как военные преступления. Берлин не стесняется двойных стандартов в вопросе выплат компенсаций блокадникам Ленинграда, под надуманными предлогами ограничивая круг получателей выплат блокадниками-евреями и отказываясь распространить их на остальных выживших в блокаде защитников и жителей города. При этом германские власти десятилетиями выплачивают социальные пособия бывшим военнослужащим Третьего рейха, а также иностранным коллаборационистам гитлеровского режима, непосредственно причастным к блокаде Ленинграда.
Что касается почитания памяти советских воинов-освободителей и жертв нацизма, то нам для этого не нужны специальные приглашения. Запланированные в рамках празднования 80-летия Великой Победы мероприятия на территории ФРГ прошли успешно.
Сотрудники посольства России в ФРГ приняли участие в торжественной церемонии возложения венков к советскому воинскому мемориалу в Трептов-парке в Берлине. Российское посольство получило множество цветов и букетов от граждан Германии в знак памяти о советских жертвах Великой Отечественной войны.
Акция «Красные розы в знак благодарности — 80 лет спустя» побудила многих людей возложить цветы к дверям посольства или прислать их по почте — в знак памяти, мира и примирения. Памятные мероприятия, приуроченные ко Дню Победы, прошли во множестве немецких городов, включая Бремен, Альттимен (Бранденбург), Ганновер (Нижняя Саксония), Гамбург, Ольсдорф и Гамбург, Бергердорф, Шведт (Бранденбург), Лейпциг (Саксония). По инициативе российских дипработников на территории Германии прошла мемориальная акция «Субботник Памяти», сотрудники дипмиссии, Торгового представительства, Российского дома науки и культуры в Берлине, а также соотечественники навели порядок и возложили венки на советских воинских захоронениях в различных городах ФРГ. В городах Германии были организованы шествия «Бессмертного полка», а также вручение ветеранам, труженикам тыла, блокадникам и узникам концлагерей, живущим за рубежом, медали «80 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов».
Высоко ценим тот факт, что в отличие от федеральных властей, многие обычные немцы, общественные деятели, особенно на востоке Германии, по зову сердца участвуют с нами в совместных памятных мероприятиях, помнят и чтут подвиг советского солдата.
В целом же в День Победы памятные и праздничные мероприятия с участием российских дипломатов прошли в более чем 120 странах мира. По всему миру проводились акции, посвящённые памяти советских воинов и подвигу героев Великой Отечественной войны. Среди наиболее заметных: «Сад Памяти», «Окна Победы», «Георгиевская ленточка», «Огонь Памяти», «Свеча Памяти» и другие.
Как никогда широкий размах приобрела всемирная акция «Бессмертный полк» – шествия были организованы более чем в 90 странах мира. Почтить память героев Великой Отечественной войны за рубежом вышли десятки тысяч соотечественников, которые помнят и ценят подвиг поколения победителей, а также наши дипломаты.
Посольства, постпредства и генконсульства по всему миру проводили торжественные приёмы и другие праздничные мероприятия, включая концерты, выставки, кинопоказы, литературные вечера. Дипломаты также посещали ветеранов, живущих за рубежом, вручали им медали и поздравительные письма от Президента России В.В. Путина, дарили подарки и выражали самую искреннюю благодарность.
Возможна ли перезагрузка отношений с Европой? Должна ли Россия идти на какие-либо уступки ради этого?
В гостях у редакции побывала Мария Владимировна Захарова, пожалуй, самый яркий представитель информационного департамента МИД за всю его историю. О Форуме, о возможной «перезагрузке» отношений с Европой, реформе СБ ООН, договоре с Северной Кореей и приостановке запрета на деятельность движения талибов.
Правительство ФРГ упорно уклоняется от признания геноцидом блокады Ленинграда и других преступлений против человечности, совершенных германскими оккупационными войсками и их пособниками против народов СССР
—Президент Российской Федерации В.В. Путин, выступая 11 мая по итогам праздничных мероприятий, посвященных 80-летию Победы в Великой Отечественной войне, отметил, что рано или поздно мы можем начать двигаться в сторону восстановления конструктивных отношений с государствами Европы, в том числе и с теми, которые не отказываются от явно агрессивных действий в наш адрес.
«Перезагрузка» станет возможной с теми европейскими государствами, где появятся лидеры, ориентированные на интересы своих граждан. Способные свернуть враждебную антироссийскую линию, прекратить санкционную политику по отношению к нашей стране, а также военные поставки киевскому режиму, готовые к прагматичному диалогу без предварительных условий. В основе нашего взаимодействия должны лежать такие принципы, как уважение суверенного равенства государств, невмешательство во внутренние дела, сотрудничество на основе равноправия, баланса и уважения интересов друг друга.
Это, естественно, подразумевает, отказ от политики давления, ультиматумов и требований каких-либо уступок, к чему постоянно прибегают нынешние политэлиты в Европе.
Нуждается ли ООН в реформировании и можно ли считать, что международные институты сейчас не работают или работают недостаточно эффективно?
—Напомню, мы давно говорим, что современный исторический этап представляет собой эпоху противостояния тех, кто отстаивает коренные принципы международного права и порядка, сложившегося после Победы над нацизмом и японским милитаризмом во Второй мировой войне, заложенные, закрепленные и освященные в самом значимом международно-правовом документе (я имею в виду Устав ООН), с теми, кого этот Устав уже не устраивает, кто после окончания «холодной войны» решил, что «дело сделано», что главный конкурент – Советский Союз – и сопутствующий ему социалистический лагерь «подавлен» навсегда. Они решили, что отныне и впредь можно руководствоваться не Уставом ООН, а пожеланиями, вызревающими внутри «политического Запада», куда входят и союзники США из Азии (Япония, Австралия, Новая Зеландия, Южная Корея). Мы их называем «политический», «коллективный Запад».
Не соглашусь со звучащими сегодня оценками Ялтинско-Потсдамской системы как полностью ушедшей эпохи. Международно-правовой смысл Ялтинско-Потсдамской системы не требует никакого «капитального ремонта» – это Устав ООН, и все участники должны действовать согласно его положениям. Причем исполнять их не выборочно, а во всей полноте документа.
Повторю, что другой лагерь, противостоящий сегодня движению за многополярность, исходит из того, что после окончания «холодной войны» Устав ему «не писан». И они со своим «западным уставом», который называется «миропорядок, основанный на правилах» (правда, его никто не видел), «лезут» в каждый монастырь, мечеть, буддийский храм, синагогу. Вот в чем мы видим главные противоречия.
Желание провозгласить себя вершителями судеб после завершения «холодной войны», распада Советского Союза сейчас сохраняет колоссальную инерцию. Меня это удивляет и настораживает, потому что любой здравомыслящий политик должен понять, что за последние 30–35 лет времена кардинально изменились. Противостояние западному диктату снова существует, но уже не в лице СССР, а поднимающихся новых экономик, финансовых центров в Китае, в Индии, в АСЕАН, в арабском мире, в СЕЛАК. Это и Россия вместе со своими союзниками по ЕАЭС, СНГ, ОДКБ. Это и ШОС, и БРИКС, и многие другие быстро развивающиеся и экономически успешные объединения во всех регионах, странах Глобального Юга и Востока или, правильнее сказать, Мирового большинства. Уже есть новая реальность, сильные конкуренты, желающие по-честному соперничать в экономике, финансах, спорте. Но Запад (по крайней мере, нынешние его элиты) эту инерцию своего «тотального превосходства», «конца истории» уже не может преодолеть.
Что касается реформы СБ ООН. Да, она нужна. Страны, которые несут особую ответственность и в мировой экономике, и в финансах, и в политике, в военных раскладах, конечно, далеко не все представлены в Совете Безопасности ООН. Россия не раз говорила, что такие державы, как Индия и Бразилия, по всем параметрам давно заслужили постоянную «прописку»
В основе нашего партнерства со странами Ближнего Востока и Северной Африки лежит общность подходов к необходимости установления справедливого мироустройства, основанного на подлинной многополярности
в СБ ООН одновременно с соответствующим решением по африканскому постоянному членству в Совете Безопасности.
С другой стороны, Запад пытается сломать этот процесс, всеми правдами и неправдами обеспечить себе преимущество. Уже сейчас из 15 членов СБ ООН он держит 6 мест. Американцы в числе «своих» главных претендентов на членство в Совете Безопасности на постоянной основе называют Германию и Японию, не имеющих никакого самостоятельного голоса в мировой политике. Они слепо, покорно следуют «в кильватере» США. А когда Вашингтон их ущемляет напрямую, они пикнуть не смеют. Как не посмел пикнуть канцлер О. Шольц после того, как были взорваны «Северные потоки». Он просто стыдливо и молчаливо глазки «убрал в сторону».
То же самое относится и к Японии, которая полностью зависит от США. Нечестно. 6 из 15 мест уже есть у Запада. Хватит. Надо расширять представительство развивающихся стран. И, на мой взгляд, необходимо учитывать и то, что в Совете Безопасности ООН как среди постоянных, так и непостоянных членов присутствуют страны НАТО/ЕС, которые проводят единую агрессивную политику, по сути, выступают и в ООН не в национальном качестве, а как многоголовая гидра.
Киев и его западные кураторы пытались превратить инцидент с обстрелом города Сумы в «Бучу 2.0». У них ничего не получилось. Как Вы считаете, почему?
— Ответ очевиден. Все эти постановки шиты белыми нитками. Ничего нового Киев и его западные кураторы не придумали. Действуют по одним и тем же методичкам, думая, что их подтасовки примут за чистую монету. Но они забывают главное – правду нельзя утаить. После таких инцидентов почти сразу появляются свидетельства очевидцев, которые публикуют в открытом доступе фото и видео с мест событий. Экспертам не составляет труда их проанализировать и понять, что мы имеем дело с фальсификацией фактов или инсценировкой. Так было в случае с провокацией в Буче, «расстрелом» роддома в Мариуполе, ударом ракетой «Точка-У» по вокзалу в Краматорске.
Сначала все западные СМИ дают на первых полосах страшные кадры и пугающие заголовки. Естественно, вся ответственность за «чудовищные преступления» с ходу, без подтверждений, возлагается на Россию. Но как только начинают появляться доказательства постановочного характера указанных «историй», про них сразу забывают. Подобное было во всех перечисленных случаях.
Киевский режим сознательно искажает факты, чтобы обвинить Россию в преднамеренном убийстве мирных сумчан. Мы слышали заявления Зеленского о том, что целями российских ракет якобы были жилые дома и образовательные учреждения в Сумах. Однако он умолчал о том, что гражданское население города было, по сути, использовано киевским режимом в качестве «живого щита» для прикрытия мероприятия с участием военных. Это излюбленная тактика ВСУ – размещать личный состав, системы ПВО, ракетные установки, склады боеприпасов и техники в жилых кварталах, чтобы спрятаться за спинами женщин, детей и стариков.
То, что в здании конгресс-центра Сумского госуниверситета 13 апреля будет проходить закрытый сбор 117-ой бригады теробороны с участием иностранных военных советников, было известно далеко за пределами Сум, в т.ч. в Киеве. Это публично подтвердили депутат Верховной Рады М. Безуглая и мэр Конотопа А. Семенихин. Признал факт проведения такого мероприятия и глава военной администрации Сумской области В. Артюх, однако не стал уточнять, почему туда позвали женщин и детей.
Наша ракета действительно попала в цель – в место, где находились несколько десятков боевиков ВСУ. Об этом свидетельствуют кадры с припаркованными возле здания конгресс-центра армейскими машинами и большим количеством военных, оказавшихся на месте сразу после взрыва. Такие факты ставят крест на инсинуациях Киева о «мирном гражданском объекте». Свидетельством тому является скоропалительное решение В. Зеленского об увольнении В. Артюха, которого на Банковой, видимо, сделали крайним за провал «операции» в Сумах.
Политические цели подобных инсценировок очевидны. Их режиссёры не только хотят дискредитировать Россию, но и воспрепятствовать её усилиям по мирному урегулированию украинского кризиса. В 2022 году Киев после провокации в Буче в одностороннем порядке вышел из переговорного процесса с нашей страной. Мы видели, как режим Зеленского пытался использовать трагедию в Сумах, чтобы торпедировать наметившуюся тенденцию к поиску мирных развязок конфликта.
Мы продолжим выводить на чистую воду украинские фейки и доводить до международного сообщества реальные факты о преступных замыслах Киева и его западных кураторов.
Россию часто посещают лидеры стран Ближнего Востока. Каковы наши позиции в регионе?
—Действительно, российская сторона всегда поддерживала тесные контакты с представителями государств региона Ближнего Востока и Северной Африки. Рабочие встречи на уровне заместителей министра иностранных дел с послами ближневосточных стран проходят еженедельно в конструктивном ключе и дружеской атмосфере. Министр иностранных дел России С.В. Лавров регулярно встречается со своими коллегами из региона «на полях» различных международных форумов, а также в рамках двусторонних визитов. Что касается встреч на высшем уровне, то только в апреле этого года Россию посетили Эмир Катара Тамим Аль Тани (17 апреля) и Султан Омана Хейсам Бен Тарек Аль Саид (21-22 апреля). У них состоялись весьма продуктивные и насыщенные переговоры с Президентом Российской Федерации В.В. Путиным. С обеими странами был подписан внушительный пакет документов, реализация которых будет способствовать дальнейшему развитию двусторонних отношений.
В мае Москву и мероприятия, посвященные празднованию 80-летия Победы в Великой Отечественной войне, посетили президенты Египта А. Сиси и Палестины М. Аббас.
Хотела бы отметить, что в основе нашего партнерства со странами Ближнего Востока и Северной Африки лежит общность подходов к необходимости установления справедливого мироустройства, основанного на подлинной многополярности, приверженности нормам международного права, в первую очередь, на Уставе ООН, взаимном уважении в международных отношениях. Эти внешнеполитические принципы находят отклик в региональных столицах. Россия рассматривается на Ближнем Востоке как надежный партнер. Устойчиво растут объемы торгово-экономического сотрудничества с арабскими странами, динамично развивается культурное и гуманитарное взаимодействие.
К сожалению, сегодня этот стратегически важный регион переживает тяжелые времена. На обширном пространстве Ближнего Востока и Северной Африки продолжаются многолетние конфликты и возникают новые кризисные ситуации, которые приводят к дестабилизации военно-политической ситуации и многочисленным жертвам. Россия последовательно выступает за урегулирование имеющихся проблем политико-дипломатическими средствами, которые устраивали бы непосредственно вовлеченные в эти конфликты региональные государства. Всегда оказывали арабским друзьям необходимое содействие в обеспечении устойчивой нормализации обстановки в регионе. Готовы продолжать эту работу в тесной координации с нашими партнерами.
Россия подписала соглашения о стратегическом партнерстве с Ираном и КНДР. Что нам это даст?
—Договор о всеобъемлющем стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран был подписан по итогам российско-иранских переговоров на высшем уровне в Москве 17 января 2025 года. Объективно к этому давно созрели все условия. Наше двустороннее сотрудничество вышло на беспрецедентный уровень при направляющей роли лидеров двух государств. Заключение столь масштабной договоренности является знаковым событием, новой вехой в истории двусторонних отношений, которые получили статус всеобъемлющего стратегического партнерства.
Президент Российской Федерации В.В. Путин назвал обновленный межгосударственный договор прорывным, поскольку в нем поставлены амбициозные задачи и намечены ориентиры по углублению кооперации на долгосрочную перспективу. Это касается политической, военной и военно-технической, торгово-инвестиционной, транспортной, энергетической гуманитарной и многих других приоритетных сфер.
Содержательно Договор будет дополняться конкретными межведомственными и отраслевыми документами практического характера, что особенно важно, поскольку у нас на повестке стоит реализация целого ряда крупных инфраструктурных проектов.
Как вы знаете, благодаря оперативной работе палат Федерального Собрания Российской Федерации наша страна уже ратифицировала этот важный документ. Ожидаем от иранских друзей завершения соответствующих процедур на их стороне. Вступление Договора в силу позволит приступить к практической реализации всех предусмотренных в нем совместных планов по дальнейшему укреплению дружественных российско-иранских связей.
19 июня 2024 года в ходе исторического российско-корейского саммита в Пхеньяне Президент Российской Федерации В.В. Путин и Председатель Государственных дел Корейской Народно-Демократической Республики Ким Чен Ын подписали Договор о всеобъемлющем стратегическом партнерстве, который был ратифицирован парламентами двух стран и вступил в силу 4 декабря 2024 года.
Новый основополагающий межгосударственный договор стал закономерным итогом качественных изменений в российско-корейских отношениях на фоне эволюционирующей геополитической обстановки в регионе и мире, заложил основу для дальнейшего углубления партнерства и стратегического взаимодействия по широкому спектру приоритетных для двух государств направлений, способствуя тем самым построению справедливого многополярного мира.
Москва и Пхеньян, переосмыслив подходы к обеспечению собственной безопасности, приняли законные меры, направленные на купирование множащихся угроз со стороны «коллективного Запада», который последовательно проводит курс на сохранение своей гегемонии, формирование сети закрытых военно-политических альянсов в духе блокового противостояния времен «холодной войны».
Новый российско-корейский договор призван сыграть стабилизирующую роль в субрегионе Северо-Восточной Азии, внести позитивный вклад в поддержание здесь баланса сил на основе принципа неделимости безопасности, снизить риск рецидива войны на Корейском полуострове, в том числе с применением ядерных средств, а также заложить основу для построения новой евразийской системы безопасности.
Договор не преследует цель сформировать военный союз по западным лекалам и не направлен против третьих стран. Однако ст. 4 документа предусматривает оказание взаимной военной помощи в соответствии со ст. 51 Устава ООН и согласно законодательствам Российской Федерации и Корейской Народно-Демократической Республики в случае, если одна из сторон подвергнется вооруженному нападению со стороны какого-либо государства и окажется в состоянии войны. На основании этой статьи военнослужащие Корейской народной армии плечом к плечу с российскими бойцами участвовали в операции по освобождению Курской области от украинских неонацистов и иностранных наемников.
Россия исключила движение Талибан из списка террористических организаций. Что сулят нам отношения с нынешними властями Афганистана?
—Недавнее решение Верховного Суда Российской Федерации о приостанов
ке террористического статуса Движения талибов снимает юридические ограничения на развитие партнерских отношений с Афганистаном. С учетом афганской специфики значимое место в двустороннем сотрудничестве займут вопросы борьбы с наркотиками и контртерроризма. Москва намерена содействовать укреплению потенциала силовых ведомств и спецслужб Афганистана, полноценному подключению Кабула к деятельности профильных международных и региональных организаций. Как и в отношениях с другими странами, особый акцент будет сделан на налаживании взаимовыгодного торгово-экономического взаимодействия. Речь как о сугубо двусторонних, так и о региональных проектах, таких, например, как трансграничная переброска электроэнергии из стран Центральной Азии в Пакистан и Индию и расширение региональной сети шоссейных и железных дорог.
Новый российско-корейский договор призван сыграть стабилизирующую роль в субрегионе Северо-Восточной Азии